В минувший четверг, 23 октября 2025 года, в Московском дворце пионеров состоялась масштабная научно-практическая конференция «Включаем интерес! Или образовательные стратегии «со вкусом». В спикер-сессиях участвовали представители государственных организаций, бизнеса, различных организаций и вузов.
Прошедшее в Московском дворце пионеров мероприятие объединило государственных деятелей, руководителей образовательных организаций, педагогов из сферы дополнительного образования, представителей бизнес-сообществ и некоммерческих организаций. Кроме того, взглядами на развитие сферы дополнительного образования поделились приглашённые спикеры: профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов, драматург Антон Аносов, проректор по научной деятельности Московского государственного психолого-педагогического университета Сергей Косарецкий, генеральный директор Агентства инновационных решений «СРЕДА РАЗВИТИЯ» Елена Харёва, основатель и бизнес-ангел экосистемы PRO Neuro Skolkovo Юлия Алексеева.
В рамках конференции состоялось пленарное заседание и были проведены спикер-сессии от профессионалов отрасли, где с научной точки зрения рассмотрели вопросы, связанные с формированием у детей неподдельного интереса к обучению и развитию.
Открывая мероприятие в крупнейшем учреждении дополнительно образования страны – Московском дворце пионеров – директор образовательного комплекса «Воробьёвы горы» Елена Мельвиль поприветствовала гостей и сказала: «В этом году конференция по дополнительному образованию посвящена интересной и действительно актуальной теме. Не секрет, что современный мир предлагает детям бесконечный поток так называемого «дешёвого» дофамина – видеоигр, социальных сетей. Сегодня мы поговорили о том, как научить ребят «фильтровать» этот поток и получать удовольствие от собственных серьёзных достижений в учёбе и хобби. Коллеги поделились своим опытом, наблюдениями и личными наработками. Важную роль здесь играет междисциплинарный подход, поэтому сегодня во Дворце пионеров собрались не только педагоги и руководители образовательных учреждений, но и учёные, сценаристы, психологи, предприниматели. Можно с уверенностью сказать, что всем нам есть, что предложить ребятам».
В свою очередь, Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова отметил, что мотивация – основа любого обучения, а дополнительное образование – это территория свободы, поскольку кружки и секции подбираются в соответствии с интересами и возможностями ребёнка.
На пленарном заседании выступили спикеры, которые говорили о свободе выбора и поиске любимого дела, роли педагога в формировании интереса к развитию каждого ребёнка, силе игры и даже… скуке – как ресурсе для роста. Эксперты обсудили, что интерес можно не только вызвать, но и грамотно спроектировать.
Стоит отметить, что конференция прошла по шести темам:
- «Как это работает или нейробиология интереса»,
- «Необразовательные стратегии в образовательном процессе»,
- «Эффективные технологии коммуникации»,
- «Методология интереса»,
- «Удивительные пространства для развития»,
- «Сила игры в формировании интереса к образованию».
В рамках каждой из перечисленных тем участники обсудили, как мозг реагирует на обучение, что такое «дофамин учебы» и почему лень – не враг, а сигнал к действию.
Кроме того, особое внимание было уделено тому, как правильно поддерживать ребёнка в желании решения сложных задач, как выстраивать с ним доверительные отношения, а также мотивировать к росту и созданию собственных проектов.
Присутствовавшая на конференции уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве Ольга Ярославская подчеркнула, что педагог дополнительного образования может кардинально изменить жизнь ученика в лучшую сторону, а порой и уберечь от фатальных ошибок: «Если ребёнок предоставлен сам себе и у него нет сознательного, взрослого интереса, зачастую он будет искать опору в интернете – чаще всего неблагополучную. Вообще же не только в педагогике, но и в целом в жизни есть две крайности: одна – это когда человек безразличен, он «отбывает номер»; другая крайность – это бездумная инициативность. Я думаю, хороший педагог – это тот, кто избегает таких перегибов, инициатива у него обдуманная, он обладает пытливым умом, ему всё любопытно. Тогда он и детям может передать эту тягу к познанию».