С тем, что развитие промышленных отраслей – основа экономики государства, не поспоришь. Но общество и государство традиционно недооценивает труд «бюджетников», от которых зависит обеспечение всех ведущих сфер экономики здоровыми и образованными кадрами.
Ни для кого не секрет, что выделяемых сегодня бюджетных средств на развитие российской системы образования явно не хватает. Впрочем, финансирование здравоохранения и образования по остаточному принципу существовало и в советское время. Такой подход к распределению финансовых потоков некоторые чиновники объясняют просто: для государства важнее развитие промышленности.
Однако в последние годы даже чиновники признали, что без современной системы образования невозможно построить экономически независимое и самодостаточное государство. Именно поэтому сегодня особенно пристальное внимание направлено не только на реформирование системы образования в целом, но и на проблемы дефицита учительских кадров в российской глубинке.
Инициатива Президента России о создании программы «Земский учитель», подобно программе «Земский доктор», встречена заинтересованными лицами неоднозначно. И во многом из-за того, что первые итоги программы по обеспечению провинциальных городов и сел медработниками, не внушают оптимизма. Но сам факт того, что проблема привлекла внимание высшего руководства и чиновники пытаются найти пути ее разрешения, вселяет надежду.
Чего ожидать от программы «Земский учитель»?
В сельской местности, где еще остались работающие школы и живут семьи с детьми школьного возраста, на сегодняшний день ощущается острый дефицит квалифицированных педагогов. Согласно статистическим данным, из 26 тысяч сельских школ, в 12 000 штат педагогов недоукомплектован. При этом местные бюджеты, большинство из которых имеют отрицательный баланс, не в состоянии удержать молодые кадры из числа коренных жителей.
По мнению министра просвещения Ольги Васильевой реализация программы «Земский учитель» позволит привлечь в районные центры и села учительские кадры из числа выпускников ВУЗов и педагогов со стажем.
Предполагается, что данная программа, старт которой намечен на 2020 год, станет усовершенствованной версией программы «Земский доктор». Но с одним существенным отличием – для участников программы будут значительно расширены возрастные ограничения. Принять участие в программе «Земский учитель» смогут учителя, в возрасте до 50 лет.
Для реализации проекта, как и в аналогичной программе по обеспечению глубинки медицинскими кадрами, предполагается выделение из федерального бюджета по 1 млн. рублей для обустройства быта сельского учителя.
Проблемы кадров в провинции
Безусловно, для большинства молодых специалистов, начинающих самостоятельную жизнь, жилищный вопрос самый актуальный и сложный. Поэтому заложенная в программе «Земский учитель» материальная помощь на приобретение жилья и обустройство быта может стать весомым аргументом в пользу варианта работы в глубинке. Но поможет ли миллион рублей учителю надолго «осесть» в сельской местности?
Жизнь глубинки: почему молодые уезжают в город?
Несмотря на красоту природы, экологически чистые и натуральные продукты, жизнь в глубинке не вполне соответствует представлениям молодежи о комфортной среде. Сельская местность уже давно ассоциируется у нас с плохими дорогами и слабо развитой транспортной инфраструктурой, отсутствием широкого спектра бытовых услуг, магазинов с широким ассортиментом товаров, спортивных и развлекательных центров – то есть, всех тех «благ цивилизации», к которым традиционно стремятся молодые люди.
В советское время, чтобы хоть как-то решить вопрос дефицита учителей в селах, приезжим учителям предоставляли жилье. Правда, это не всегда помогало – после «отработки» положенного срока молодые специалисты в большинстве своем все равно уезжали в город. С тех времен жизнь в селе намного комфортнее точно не стала. И это позволяет предположить, что предоставление возможности приобрести жилье в сельской местности вряд ли надолго привлечет педагогов и сегодня.
И в этом нет ничего удивительного. Если уж молодежь из села, привыкшая к жизни вдали от шумных улиц, ярких магазинных витрин и ночных клубов, стремится жить в областном центре, то вряд ли коренные жители мегаполисов откажутся от привычной зоны комфорта за миллион рублей.
То есть, временно перетерпеть неустроенность сельского быта, чтобы получить миллион на первоначальный взнос по ипотеке, молодежь не откажется. Как показал опыт реализации программы «Земский доктор», молодые специалисты получают деньги по программе, приобретают жилье в родном городе, честно отрабатывают 3-5 лет «в глухомани», и с чистой совестью возвращаются в город. Сельская местность снова остается без кадров, и так – каждые 3-5 лет!
Сколько стоит жилье для учителя в сельской местности? Ожидания и реальность
Теперь об опытных учителях со стажем, которых не интересуют развлечения для молодых.
Предполагается, что расширение возрастного диапазона поможет в решении кадровых проблем. Ведь учителя «элегантного» возраста имеют другие жизненные ориентиры, и размеренный, несуетливый ритм сельской жизни больше нравится людям зрелого возраста, чем молодым. Но в реальности оптимизм Министра просвещения выглядит беспочвенным.
Пример из жизни (без указания имени и местности):
Немолодая учительница решила перебраться в сельскую местность, в семидесяти километрах от областного центра, где живут и работают ее дети. Попыталась купить дом, но оказалось, что за 1 млн. рублей можно купить или недострой, без окон, дверей и внутренней отделки, или полуразрушенную постройку дореволюционных времен.
На семейном совете учительница и ее родные посчитали: чтобы купить более или менее приличное жилье к личным сбережениям педагогу придется добавить не меньше 2 млн. рублей. Зарплата провинциального учителя с 20-летним стажем и предпенсионный возраст не позволяют рассчитывать на кредит в банке, даже на 500 000 рублей! При этом в областном центре, где живут и работают дети, для нее работы в школе нет, а в селе негде работать детям.
Еще один пример:
Городская учительница захотела перебраться в деревню, чтобы иметь подсобное хозяйство и продолжить работу в школе. После внимательного изучения вариантов обмена или покупки жилья, она отказалась от идеи переезда. Выяснилось, что во всех рассмотренных случаях не оказалось двух важных условий для немолодой женщины: наличия аптеки и поликлиники в населенном пункте и удобного транспортного сообщения с районным и областным центром.
Как говорится, без комментариев!
Выводы
Проблема с кадрами в системе образования в нашей стране назрела давным-давно. Но миллион рублей ее навряд ли решит, если местная администрация не задумается об улучшении жизни в селе: о дорогах и аптеках, магазинах и парках, центрах досуга и больницах и т.д. Совсем не обязательно стараться заманить педагогов из города. Достаточно создать условия, чтобы свои, молодые врачи и учителя, не убегали в город, жили по принципу «где родился, там и пригодился».
Вторая, не менее важная задача – поднятие престижа учителя. Учителя чаще всего молчат не только о своей тайной гордости за учеников. Педагогическое образование и укорененная интеллигентность педагогов не позволяют им требовать уважения к своему нелегкому труду, когда страна плавно перетекает из одного кризиса в другой, и у руководства то руки, то средства не доходят до проблем учителей.
Обеспечить 12 000 провинциальных школ учителями за счет федерального бюджета – не проблема. Но закрыть кадровый вопрос таким способом не получится. Он будет возникать снова и снова, пока не будут устранены первопричины.