Можно ли трехлетнего карапуза научить грамоте, музыке и хореографии (а попутно он еще должен выучить несколько иностранных языков)? Что там еще в планах у родителей на будущее ребенка (заметьте не на свое)? Все ли дети талантливы, чтобы в 5 лет идти в первый класс? Что их ожидает при таких переменах? Постараемся сегодня найти ответы на эти вопросы.
Многочисленные конкурсы юных дарований, где малыши демонстрируют незаурядные и совсем не детские способности, все больше вдохновляют родителей: «А чем наш хуже?» - думают они, и у ребенка начинается нелегкая пора.
Начальная школа за год для не вундеркинда – это реально?
Конечно, есть науки, для которых нужен только талант. Невозможно сделать из ребенка пианиста, фигуриста, художника, если у него нет для этого особенных способностей. Но каждый человек способен освоить базовый уровень знаний по математике, чтению, письму и т.д.
Обучение с семилетнего возраста было введено 90 лет назад – в 1930 году, когда РСФСР была не самой образованной страной в мире, пережившей с начала прошлого века несколько революций, первую мировую и гражданскую войну. В то время мало кто из взрослых умел читать и писать. Сегодня в России остались только единицы неграмотных людей. В распоряжении молодых все средства современной коммуникации, технологий и, самое главное – обязательное среднее образование. А в первый класс, по-прежнему, дети идут с шести-семи лет. При этом многие первоклашки уже умеют очень пристойно читать, писать и считать. То есть, основная задача начальной школы уже осилена без помощи школы.
Но правила установлены не нами, и пока их никто менять не планирует. Попробуем изменить то, что в наших силах. Обучение детей раннего возраста возможно, с учетом возрастных особенностей психики:
- С 3 лет ребенок осознает собственное «я». «Я сам» – сигнал: память малыша готова к восприятию и переработке информации;
- Трехлетний ребенок подвижен, активно проявляет интерес к окружающим людям и предметам, доброжелателен и отзывчив, хотя чувства в этот период не стабильны; в качестве опоры для развития и обучения можно использовать эмоциональное восприятие ребенка и его естественное желание познавать окружающий мир;
- Обучение малыша строится только на игре и положительных эмоциях; это – не уроки, в классическом виде, а активная, совместная деятельность, в процессе которой каждый предмет, который заинтересовал ребенка, нужно изучить в подробностях, рассказывать о его свойствах: большой/маленький, твердый/мягкий, далеко/близко, много/мало и т.д.; постепенно подводить количественные и объемные сравнения к уточнению: на сколько больше/меньше, дальше/ближе, выше/ниже;
- Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям, а только ждать проявления интереса; можно создавать такие моменты искусственно – тем более, это не сложно: эмоции 3-летнего ребенка очень лабильны, внимание на одном объекте сосредоточено не более10-15 минут (в редких случаях, при повышенном интересе, ребенок способен усидеть до 40-60 минут, но этим не стоит злоупотреблять).
Суммируем: внимание трехлетнего ребенка непроизвольно, память непосредственна, мышление – наглядно-действенное, а воображение только начинает развиваться, в игре.
Кроме опоры на возрастные психологические особенности, как основы организации обучения, необходимо руководствоваться знаниями о структуре и механизмах работы человеческой памяти.
- Человеческая память «кодирует» каждое событие, объект, явление, а затем отправляет в кратковременное и долговременное хранилище все увиденное, услышанное, потроганное и эмоционально пережитое;
- «Кодировка» происходит по принципу отбора и обобщения цвета, формы, размера, расстояния, тактильных ощущений, пережитых эмоций и т.д.;
- По мере необходимости закодированная информация извлекается из «хранилищ» и трансформируется применительно к новой ситуации, с помощью сравнения: «вчера был синий шарик, а сегодня – красный» и т.п.;
- Память связана с познанием, восприятием (субъективным и объективным), логикой (смысловой обработкой полученной информации); логическое мышление «включается» по мере накопления информации.
В соединении, знания возрастных особенностей и функционирования памяти обеспечивают успешное обучение детей дошкольного возраста.
Важно помнить, что в этот период, несмотря на желание ребенка подражать взрослым, нельзя перегружать его. Умственная работа даже у взрослого человека требует расхода 25% всей энергии, необходимой для обеспечения жизнедеятельности организма. У малышей этот показатель намного выше, так как им, кроме физиологических потребностей, дополнительно необходимо расходовать энергию на социализацию, приобретение навыков самообслуживания, правил поведения, развитие моторики, знакомство с окружающим миром. В этой связи, переутомление малыша может привести к крайне отрицательным последствиям, физическим и психологическим.
Зарубежный опыт обучения «дошкольников»
В большинстве стран мира обучение в школе начинается с 6 лет, и давно не вызывает вопросов, с какого возраста обучать ребенка. А на туманном Альбионе и в бывшей колонии англичан – Индии, обучение начинается с 3-4 лет. Правда, в Англии столь раннее начало школьной жизни проходит в специализированных частных школах.
В Индии период активной подготовки к школе начинается с 3 лет, так как к 4 годам ребенок должен усвоить санскрит, без которого невозможно прочитать ежедневную утреннюю молитву, перед началом уроков. Отметим, что «мертвый» язык нужен индусам не только для религиозных обрядов – на нем написаны древние научные трактаты, которые изучаются потом в высшей школе. Кроме санскрита, малыши в Индии должны владеть двумя государственными языками – хинди и английским, а еще дети изучают с рождения родной язык: итого – 4 языка с 3-летнего возраста.
Выходит, что в раннем обучении детей нет ничего особенного.
Дети взрослым – не игрушка
Теперь – о самом главном. Родители должны очень взвешенно и ответственно подойти к вопросу раннего обучения своего малыша. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, какова главная цель такой серьезной перестройки? Нельзя обучать малыша исключительно для того, чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми, «утереть нос», выставить ребенка на каком-нибудь семейном торжестве, словно умилительную игрушку. Это – главное «нельзя», без пояснений!
Теперь – другие возможные варианты дальнейшего развития событий в жизни малыша.
- Раннее обучение дается ребенку легко и естественно: он окружен близкими людьми, обучается в игре, на сплошном позитиве, в отличие от школьных уроков, где ему придется усваивать новые правила поведения, привыкать к дисциплине и требованиям, к новому окружению и т.д.
- В 3 года начинается формирование личности, и этому способствуют индивидуальные занятия, при которых все внимание взрослых сосредоточено на одном ребенке.
- Он учится в комфортной среде, под одобрительными взглядами любящих взрослых, что упрощает запоминание, стимулирует к дальнейшему усвоению знаний. В классе личностные качества, в какой-то степени, подавляются, чтобы обеспечить порядок и дисциплину на уроке. На перемене, в общении со сверстниками свобода проявления личностных качеств – тоже относительна, так как малыш учится взаимодействию с коллективом, что значительно увеличивает эмоциональную нагрузку, одновременно отвлекая от учебного процесса.
- В первом классе освобождается время на выполнение домашних заданий, поскольку программа начальной школы уже усвоена, и ребенка можно обучать дополнительно в музыкальной, художественной, спортивной школе.
Пожалуй, в современных школьных реалиях, другие «плюсы» отыскать сложно, пока в законе не сказано, что обязательное общее образование начинается, ну, хотя бы, с 6 лет. Можно, конечно, организовать одну из форм домашнего обучения, так как велика вероятность, что в первом классе, куда обязательно пойдет ребенок, вряд ли, все первоклашки будут подготовлены так же.
Это означает, что учитель будет занят работой с классом, готовить задания «на среднего ученика», и малышу, усвоившему дома начальную грамоту в 3 года, будет просто скучно и неинтересно на уроках, со всеми вытекающими последствиями. Если отправить его сразу в 3 класс, то «возрастная пропасть» между ним и третьеклассниками, которая в этот период ощущается остро, может стать для малыша непоправимой психологической травмой.
Наконец, родителям стоит задуматься, чем займется ребенок, усвоивший обязательную программу начальной школы раньше остальных детей. Ведь, ему придется создавать и дальше индивидуальные условия для обучения. А вдруг, он в 18-20 лет начнет сожалеть, что лишен воспоминаний о школе и одноклассниках, что его детство было не таким, как у всех? Ведь, время назад не отмотаешь.