Уроки "семейного счастья" вызвали множество разногласий, как среди экспертов, так и в обществе. О вреде и пользе введения предмета рассуждают как во властных коридорах, так и на лавочках у подъездов, как в кабинетах специалистов, так и в социальных сетях. Предлагаем и вам порассуждать на эту тему.
В конце прошлого года Министерство образования одобрило введение в школах элективного курса "Нравственные основы семейной жизни" (НОСЖ). Отметим, что уроки "семейного счастья" преподаются во многих школах в рамках пилотной программы не первый год, и теперь правительство всерьез задумалось об их введении на федеральном уровне.
На данный момент предмет не включен в ФГОС и не является обязательным. В ряде регионов курс семьеведения регулируется постановлениями местного правительства, а в тех субъектах РФ, где такое постановление отсутствует, образовательные организации самостоятельно принимают решение о его целесообразности. В дальнейшем планируется разработка соответствующей программы, предполагающей издание необходимых учебников, которая будет учитывать пожелания как специалистов, так и родителей.
Программа предназначена для школьников старших классов и основывается на учебнике, разработанном священником Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной. В нем рассказывается о "системе базовых семейных ценностей" и о способах создания "крепкой многодетной счастливой семьи".
Уроки "семейного счастья" вызвали множество разногласий, как среди экспертов, так и в обществе. О вреде и пользе введения предмета рассуждают как во властных коридорах, так и на лавочках у подъездов, как в кабинетах специалистов, так и в социальных сетях. И если одни считают, что раннее просвещение детей об особенностях "взрослой" жизни негативно отразится на их психике и может повлиять на дальнейшую жизнь, то другие рассматривают такую инициативу, как способ подготовить их к семейной жизни и уберечь от разводов.
Что думают дети и их родители?
Результаты опросов среди детей показывают, что многим из них в целом нравится новый предмет. Однако не все довольны форматом проведения уроков. Ребята считают, что курс излишне сосредоточен на религиозной тематике и пытается навязать им чужое мнение. Некоторые старшеклассники жалуются на то, что учителя буквально не дают им высказаться и критически относятся их собственным суждениям относительно жизни. Кроме того, школьники говорят о том, что предмет стал бы намного интересней, если бы им больше рассказывали о психологии, воспитании детей, разводах и половой жизни, а не христианских ценностях.
Родители, в свою очередь, также имеют свой взгляд на ситуацию и нередко высказывают резко негативные мнения относительно введения нового предмета. В основном их озабоченность связана с тем, что вместо рассказов о способах предохранения, семейном кодексе и вреде ранней половой близости детям будут прививать гендерные стереотипы и неравенство полов. При этом некоторые родители в целом не согласны с тем, чтобы их детей просвещали и в тайны семейной жизни, а категорически выступают против такой дисциплины.
Многие родители соглашаются с мнением вице-спикера Госдумы Ириной Яровой, которое она озвучила на Всероссийском молодежном форуме Госдумы в конце 2016 года. Парламентарий считает, что дети слишком перегружены из-за постоянного создания новых школьных предметов. Тем более что в школьной программе существует ряд других дисциплин, воспитывающих личность и позволяющих сформировать представление ребенка о собственной социальной роли.
Экспертное мнение
Психолог фонда "Семья и детство" Татьяна Попова на вопрос, касающийся необходимости введения уроков НОСЖ, высказывается положительно. Однако она считает, что программа должна включать изучение истории семьи как элемента взаимодействия между ее членами.
По ее мнению, новая дисциплина должна рассматривать способы построения взаимоотношений с партнером, а также обучать элементарным правилам знакомства и распознанию потенциальных партнеров. Эксперт убеждена, что современная молодежь не владеет полной и достоверной информацией о половой жизни, что приводит к неблагоприятным последствиям. Поэтому учебный курс должен всерьез рассматривать тему о контрацепции, чтобы школьники были осведомлены о противопоказаниях к применению гормональных препаратов и о вероятности инфекционных заболеваний, даже при использовании презервативов.
Кроме того, Татьяна Попова говорит о необходимости подключения к преподаванию семейной дисциплины молодых педагогов. Очень важно, чтобы при обсуждении столь деликатных тем дети не чувствовали большой разницы в возрасте с преподавателем. Это позволит избежать враждебности с их стороны.
Противоположное мнение имеет Наталья Любомирская, научный руководитель по лицейским программам НИУ ВШЭ. Она считает, что школа не должна вмешиваться в семейные вопросы и дети просто не поймут такого предмета. Госпожа Любомирская уверена, что формировать детское мировоззрение необходимо на примере собственной семьи, а не в школе. Ее мнение имеет право на существование, поскольку давно известно, что именно на примере родителей, у ребенка происходит построение определенной модели поведения, которую он реализует в дальнейшей жизни.
Тем не менее, нельзя исключать тот факт, что и школа имеет существенное влияние на ребенка. Поэтому в противопоставление мнению Любомирской, стоит вспомнить о том, насколько сильно на подростка может повлиять мнение сверстников и педагогов. Для случаев, когда ребенок растет в не очень крепкой семье, подобный курс позволит посмотреть на семейную жизнь с другой стороны. Ведь общаясь с одноклассниками, он узнает о том, что существуют и счастливые браки. В этой связи полезность курса НОСЖ можно рассматривать не только с точки зрения образования детей, но и полезного для них обмена опытом.
Построение программы для уроков НОСЖ
Несмотря на ратификацию дисциплины правительством, официальную программу по курсу еще не представили. Поэтому пока опираться можно исключительно на уже имеющиеся обучающие материалы.
При проверке учебника "Основы семейной жизни" Министерство образования пришло к заключению, что представленный в нем материал имеет светский характер, каким и предполагает быть курс. Однако, рассматривая некоторые главы в нем, многие приходят к выводу о присутствии излишней религиозности в курсе. А известные факты присутствия священников на занятиях исключают всякие сомнения.
Несомненно, в учебнике присутствует познавательный элемент и информация, над которой стоит задуматься. Но вместе с тем он отрицает психологию, как науку о личности, и убеждает школьника в том, что отсутствие семьи либо аборт делает человека изгоем, поскольку только брак, дети и мужское главенство является основополагающим фактором нравственного общества.
Рассуждая на тему необходимости уроков семьеведения стоит упомянуть о другой более важной составляющей предмета – отношение учителей. Учебник – лишь средство и как им воспользоваться решает только педагог. Если на уроке учитель выслушивает подростка, дает ему высказать свое мнение и дает советы не на основании учебника, а на основе практического жизненного опыта, то разве такую информацию можно расценивать негативно? В тоже время строгое соблюдение программы курса может не иметь какой-либо эффективности, поскольку у подростков уже сформирована личность, и они не станут слепо следовать чужим взглядам, а просто промолчат и сделают, как считают нужным.
В целом, изучение семейных ценностей и традиций, наряду с предоставлением полезных знаний о половой жизни, способах контрацепции, семейной психологии, кодексе и рассмотрением других тематик, представляющих практическую значимость в жизни, о которых родители не всегда говорят со своими детьми, могут стать очень полезными при включении их в уроки НОСЖ. Но только при условии, что школьникам не будут пытаться навязывать мнения, пытаясь изменить их личность.